конкурс сeнрю

Коллеги, открываю четвертый конкурс на бесплатное место на курсе Меламеда.
Задание: пять графических сенрю
Инструмент любой, чб, формат 150X200 mm вертикальный
Шлите .jpg 300 dpi на kursmelameda at gmail 

тема письма "сёнрю"
Дедлайн: полночь с 18 на 19 Августа 2019 
Принимаются только ссылки на папки на google drive или dropbox
никаких вложений, никаких архивов
ссылка должна быть активной до оглашения результатов конкурса

Графическое сенрю - изображение реального события или ситуации, которое в пересказе звучит как короткий, но многослойный поэтический текст. Можно строить работу от собственных фотографий или воспоминаний. Степень стилизации любая при сохранении ясности сюжета и важных деталей. Оцениваться будет работа в целом, высокое качество графики не перекупает слабый текст.
Приводить текст в письмах и тем более в изображениях не нужно, они должны говорить сами за себя.

Критерии качества:
- желание пересказать сенрю ближнему
- ясность и смысловая глубина текста
- цельность и графическое разнообразие серии
прямое или косвенное присутствие людей обязательно




Что такое сёнрю? 

Графика это язык. У нее всегда есть две стороны : пересказываемая и непересказываемая, так же, как у языка есть звучание, мелодика, ритм, интонации, все, что отличает речь от печатного текста. И главное: на этом языке возможно написать не просто текст, а поэтический текст, стихотворение.

Задумавшись над тем, что современная поэзия должна знать какие-то важные для нашего брата механизмы, я пришел к поэту и издателю Дмитрию Кузьмину. Который после раздумья изрек: Сенрю!
Хайку - традиционное японское короткое стихотворение, которое отвечает очень жестким требованиям. Во-первых, это регламентированное количество слогов. Этот пункт для нас наименее важен, так как русский язык устроен иначе, чем японский (и английский), и слог не является в нем квантом смысла (молоко / milk). Важнее, что хайку - это строго описание того, что автор видел своими глазами. Читателю самому предлагается понять и почувствовать, почему именно этот сюжет поднесен ему в форме стихотворения. Поэтому в хайку невозможен текст от автора, вообще эпитеты («красиво цветет сакура»), только конкретика. Возможны, впрочем, сравнения (сакура как снегопад). Классическое хайку - только о природе, «сенрю» - это хайку с упоминанием людей. Классическое Хайку содержит обязательную точную привязку ко времени года («киго»). Хайку - это искусство сказать много, сказав мало. Главное в хайку - некий конфликт, противопоставление, неожиданность, странность. Именно этот конфликт создает в коротком тексте напряжение и полифонию. Именно он позволяет сказать больше, чем в нем умещается, а это тверже всего роднит хайку с иллюстрацией как отдельной картинкой. Замечу, хайку само по себе может быть иллюстрацией: обнаружение того большего, о чем говорит хайку, того явления жизни, о котором в нем не упоминается и которое им проиллюстрировано, и составляет искусство чтения хайку. Отличие графики от текста в том, что она неизбежно сообщает кучу подробностей, если не деталей, то освещения, текстуры и так далее. Усушить ее до тех самых трех строк - отдельная непростая задача. Но, если набросок пересказать словами, становится ясно, тянет он на хайку, или нет. Достаточно ли в нем остроты, происходит ли событие. Стоит ли вообще его рисовать, и далее, стоит ли превращать в законченную вещь. Хайку - не рецепт качественной иллюстрации, да и далеко не всегда есть возможность рассказывать собственные истории. Но по меньшей мере хайку — способ настроить глаз при рисовании набросков, а по большей — ключ к качеству, остроте сюжета картинки. Именно эта логика нужна для поиска в литературном тексте моментов, подходящих для превращения в иллюстрацию, а при нехватке таковых - и для додумывания. Главный критерий качества сёнрю - желание пересказать его товарищу. Начиная активно выискивать вокруг истории, вы неизбежно притянете сколько-то из них за уши, не жалейте их. Но только этот процесс в конце концов настроит вашу оптику так, что вы не пропустите действительно сильную историю.


Для примера вот несколько хайку- победителей Третьего Всероссийского конкурса хайку http://haiku3.ru/final/ библиотеку приключений продает старик на одной ноге (Петр Савченко)


старый дом 

немую ступеньку 
вдруг нахожу 
(Михаил Ляблин)


старость 

износилась на дужках очков 
резинка от трусов 
(Олег Юров)


вечерняя пробка 

в зеркале заднего вида 
бегущие облака 
(Елена Шастина)


шоу воздушных змеев 

на ветру вне конкурса 
конфетная бумажка 
(Артурас Шиланскас)


порыв!.. 

кружит над летним садом 
список дел на сегодня 
(Мира Михайлова)


Или вот мое любимое, принесенное одним из студентов:

журнал «Флирт» 

под дворником 
свадебного лимузина

И вот примеры сенрю у мастеров графики:

Daniel Danger:




Галя Панченко: 




Дима Изотов




Семпе, Jean-Jacques-Sempé

Вообще-то Семпе в первую очередь карикатурист, тем ценнее у него вот эти моменты чистой поэзии, прорастающей сквозь ржач:





Брэд Холланд:

Здесь интересна игра со временем, момент, пойманный в янтаре, баскетболист, зависший над кольцом - навсегда.




Важно еще и то, что хайку - демократичнейший из жанров поэзии, искусство для всех, не требующее навыка стихосложения, а только умения смотреть по сторонам. И увы, в сегодняшней русскоязычной иллюстрации я могу перечислить по пальцам одной руки тех, кто таковым обладает. Включить его в студентах - едва ли не главная задача для меня как для преподавателя.

Летом 2016 года мы впервые провели конкурс на бесплатное место на моем курсе, использовав это задание. 
1 сентября, дедлайн конкурса, я считаю датой появления в русскоязычной графике (были работы из Украины, Беларуси, Казахстана, Узбекистана) сёнрю как жанра. Причем со свойственными любому жанру банальностями: здесь это люди в метро, подсвеченные мобильниками, бабушки на детских площадках, котики в кроватях, список можно продолжать. 

Судя по письмам участников, лучшее, что я пока сделал как преподаватель. Многие писали мне, что в процессе работы повзрослели и открыли для себя новые стороны мира. 

Вот несколько сильных работ из шорт-листа.

Мария Буранова:



Дарья Скребцова:




Илья Кутовой





Кристина Домбровская:




Денис Шевелёв:




Лида Ларина:




Мария Гавриш, победитель конкурса:




Максим зацепин:




Наталья Байдужа:




Лида Ларина: