cтезакеризм

Коллаж строго из двух изображений работает совершенно иначе, чем из трех и более, и по своей механике ближе всего к киномонтажу. Здесь действует эффект Кулешова в чистом виде: два поставленных рядом изображения окрашивают и меняют друг друга, заставляют зрителя заполнять пространство между ними собственными ассоциациями и так становиться соавтором. Третье изображение здесь заведомо лишнее, весь смысл в том, что два изображения порождают третье, и при известном тщании и везении оно побеждает. Коллаж перестает быть их суммой частей и становится целостным самостоятельным произведением. Автор коллажа подминает авторов фотографий под себя. 
Джон Стезакер - король именно такого коллажа, художник невероятной точности. В особенности это касается серии "маски". 









Вот эту работу я считаю вершиной искусства коллажа и редкостным в искусстве примером такой вещи, как совершенство. Это настоящее чудо прецезионного контроля над случайностью.
Посмотрите, сколько графических рифм сшивают два изображения. Нарочито грубое помещение одной фотографии поверх другой, и вдобавок подпись на открытке, только подчеркивает их. Эта нарочитость, незаглаженность стыка между двумя фрагментами крайне важна: она заостряет зрительский опыт. Внимание зрителя напряженно пульсирует между цельным и распавшимся на части изображением. 




Без коллажа имени Стезакера, стезакеризма, не обходится ни один мой интенсив. Правила игры простые: два изображения, строго прямоугольных и параллельных, никакой фигурной резки, никакого фотошопа.
Это незаменимое упражнение для того, чтобы научиться правильно настроить оптику при рытье в горе журналов, натренировать нюх на визуальную рифму. Собственно, это лучший способ понять, что такое визуальная рифма. С нее начинается разовор про визуальную метафору, но даже без появления нового смысла она жизнеспособна. Это не просто способ сшить два изображения, но и повод это сделать. 
В качестве иллюстрации стихотворение Германа Лукомникова: 

Удавы, 
Куда вы? 

по сути это тот же стезакеризм, кроме рифмы тут ничего нет, но именно ее абсурдность делает стихотворение заслуживающим публикации. Шкловский пишет об этом: "рифма как будто удивляется тому, что слово, которое разносмысленно, равнозвучно". И вот стихотворение Виктора Лисина: 

Одной ногой в земле
(как цветы) 

У Лукомникова рифма слоговая, а тут смысловая, но конструкция очень похожа. Разница в том, что у Лисина в коротком тексте появляется огромная глубина.
Изображения рифмуются почти так же, как слова, только содержания в них всегда больше и смыслов возникает сразу множество. 

вот еще несколько примеров: 



Nicolas Lampert

не совсем стезакеризм, но эта работа очень ясно показывает, как два изображения могут не просто дополнять, но комментировать друг друга, создавая третий, новый образ. графическая рифма здесь - хитиновые щитки насекомого и броня танка.
Особенно мощной эа работа кажется в контексте вот этого фрагмента из 9й главы Откровения Иоанна Богослова: 
По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну ... На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее - как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну



Kalle Mattson
здесь стезакеризм опирается на словесную рифму - иначе неинтересно, любое лицо рифмуется с любым другим лицом














Trash Riot
одна из суперсил коллажа - сбой масштаба

еще несколько работ с моих воркшопов:






Марiя Сокiл




Мария Яшина




Ольга Посух






Полина Зимина






Fedor Alekseevich


Виктор Меламед


а вот целое стезакерическое видео